Разговоры с таксистами - жанр воистину неисчерпаемый. Особенно если едешь в изолятор или колонию - место назначения часто становится предметом беседы.
Вот буквально вчера выхожу из ИВС на Захарьевской, сажусь в такси, а водитель спрашивает:
- Что вы здесь делаете? Это плохое место.
И смотрит на меня в зеркало заднего вида так внимательно, как будто это не риторический вопрос, и предполагается, что я отвечу.
- Я, - говорю, - адвокат. Место не лучшее, но мне иногда сюда надо.
- А-а-а, - тянет он.
Несколько минут мы молчим, а потом он начинает говорить.
...
Плохое место, девушка. В прошлом году я четыре дня здесь провел. Статья 132 - знаете такую? От восьми до пятнадцати лет. Но мне следователь сказал, что пятнадцать не дадут, потому что у меня только покушение.
А еще сказал, что дело заводить не хотел, но начальство приказало. Он хороший человек, он и арестовывать меня тоже не хотел. Но по таким статьям им нельзя не арестовывать, у них приказ.
Тут меня, конечно, обманул бесплатный адвокат. Сказал, мол, ты признайся, и тебя отпустят. Я и подписал всё. Мои братья - их у меня трое, они все в Питере живут - потом этому адвокату звонили. Он попросил 500 тысяч, чтобы меня отпустили. Братья не поверили, нашли мне другого адвоката. Этот, платный, готов был меня даже в свою квартиру пустить жить, но братья все-таки сняли мне другую. Поэтому мне судья дал домашний арест. Храни его Аллах, этого судью. Знаете его? Работает, не болеет, все хорошо с ним?
Четыре месяца я под домашним арестом был. Братья сначала даже маме не говорили, она у меня и так переживает, что она в Узбекистане, а мы все здесь. Но потом нужны были характеристики оттуда, и пришлось матери сказать. Та как узнала, стала каждый день плакать и читать намаз. Очень много плакала. Я у нее младший, она меня, наверное, больше всех любит.
А потом мне статью пере... как это? Я по-русски не помню слово. Перебили мне статью. Судья так кричала, так кричала. Говорила, что нет там изнасилования.
Я не знаю, как по закону, должна у меня статья быть или нет. Вот вы скажите, вы же адвокат. Парнишка один меня оскорбил, а я ему ответил, что изнасилую, голову оторву, и никто его труп не найдет. Тут какая статья? Я вот не знаю. А оказалось, что ему семнадцать, и я вроде как несовершеннолетнего хотел изнасиловать.
Короче говоря, судья долго кричала, а потом сказала, что перебьет... Да-да, точно, переквалифицирует мне статью на 119-ю. Это за то, что я голову ему оторвать хотел, это как бы угроза. Адвокат говорил, что у меня и этой статьи не должно быть, потому что всё просто на словах было, я парня пальцем не тронул даже. Но я уже так устал, что согласился на штраф. Давайте, говорю, хоть сто тысяч, я заплачу. Судья дала 10. Хороший человек, храни её Аллах. Я работаю, мне не сложно, я штраф заплатил. Теперь вот только депорт могут сделать.
А на Захарьевскую я сейчас часто езжу, с передачами везу пассажиров. Прямо каждый день, представляете, иногда по два раза. Почему так много сейчас сидят, не знаете? Там ведь плохое место.
...
Я не успела ответить на этот вопрос до конца маршрута.